Как стать миллиардером при помощи фотоаппарата

39-летний Джон Оринджер основал десяток различных компаний, прежде чем его осенила идея создания виртуального фотобанка Shutterstock, которая и сделала молодого нью-йоркца первым миллиардером Силиконовой аллеи.
Силиконовая аллея, названная по аналогии с Силиконовой долиной в Калифорнии, — это сектор Манхэттена, где сосредоточены новые интернет- и медиакомпании.

Jon-Oringer

«Я уже столько раз терпел неудачи, что готов был пережить это еще раз», — рассказывает Оринджер о своем решении заняться бизнесом, связанным с фотографией, — областью, о которой он вообще ничего не знал прежде.
После проведения в октябре 2012 года IPO (первичного размещения акций на бирже), а также благодаря тому, база данных Shutterstock на сегодняшний день содержит более 28 миллионов фотографий, видео и иллюстраций, акции компании растут как на дрожжах.
Джону Оринджеру принадлежат более 55% активов компании, что в денежном эквиваленте составляет 1,05 млрд долларов США.

«Я купил фотоаппарат»

Клиенты Shutterstock заказывают самые неожиданные изображения — от рыжеволосой девушки до увеличенного снимка насекомого
Начинал свою карьеру Оринджер совсем с другого.
Он занимался разработкой программы, которая бы препятствовала появлению в интернет-браузере всплывающих окон, содержащих рекламу, ссылки на другие сайты, предложения зарегистрироваться на различных порталах и прочее. Сегодня такая блокировка всплывающих окон по умолчанию устанавливается в большинстве браузеров, таких как Firefox, Chrome и другие.
«Я занимался разработкой приложения, и мне нужны были самые разнообразные фотографии с изображением чего угодно для оформления веб-страниц. И я вдруг понял, что их не так-то просто найти», — вспоминает Оринджер события 2003 года.
В то время лишь несколько компаний специализировались на создании абстрактных изображений различных мест, предметов, животных и много другого, что используется для оформления интернет-страниц.
Эти компании, как, например, Getty Images, работали в основном на новостные агентства, и их продукция стоила дорого. Клиент помельче должен был выложить немалую сумму за обычную фотографию яблока или заката.
Не имея за плечами никакого особенного опыта в фотографировании, Джон купил себе за пару тысяч долларов хорошую камеру и начал бродить по городским улицам – сначала родного Нью-Йорка, а затем и мировых столиц – в поисках самых общих видов. По его словам он искал нечто прямо противоположное тому, за чем охотятся туристы: ему были нужны самые прозаические кадры, самые банальные ландшафты.
В первый год он сделал более 30 тысяч снимков и разместил их на своем сайте Shutterstock. Чтобы повысить его посещаемость и привлечь новых клиентов, он по дешевке размещал объявления на рекламных платформах вроде Google AdWords.
«Точкой отсчета моего нового бизнеса стал момент, когда я уже не справлялся с масштабами спроса», — вспоминет Оринджер.

Один за всех

Все это он делал, по сути, не выходя из своей квартиры на Манхэттене.
«Многие удивлялись, почему я не еду в Силиконовую долину и не вливаюсь в тамошнюю машину стартапов [новых предприятий, начинающих бизнес в новаторской сфере, создатели которых стремятся стать полноправными участниками рынка]», — вспоминает Джон.

«Фотография меняется, и многое, что связано с фотографией, меняется беспрестанно»
Джон Оринджер

По его словам, в 2003 году решение остаться с новым бизнесом в Нью-Йорке было весьма экстравагантным. «Мне, конечно, особенно повезло в том, что не надо было искать средства на развитие своей идеи», — говорит бизнесмен.
В отличие от многих компаний, занимающихся технологиями, Shutterstock была создана без привлечения внешних инвестиций. Да и, собственно, практически вообще без каких-либо инвестиций, если не считать стоимость камеры и аренды небольшого помещения под офис.
Сначала Джон Оринджер все делал сам – снимал, занимался дизайном сайта и даже отвечал на телефонные звонки.
Жалобы некоторых клиентов помогли ему понять, где и как можно улучшить бизнес.
Затем он начал нанимать персонал. Но, вопреки логике, его первыми служащими были не фотографы, а инженеры, на которых постепенно перекладывалась ответственность за работу и наполнение Shutterstock.

«Я четко знал, как и что я хочу сделать, и в то время мне это удавалось всего лишь с тысячами долларов, а не с миллионами», — говорит Джон.

В основном заказчики используют фотографии Shutterstock для оформления веб-сайтов и интернет-изданий
Сегодня Shutterstock продает картинки 750 тысячам клиентов в 150 странах мира. В прошлом году прибыль компании составила 47,5 млн долларов, что означает рост в 117%.
Будущее компании также выглядит блестящим. По ее оценкам, рынок цифровых изображений — фотографий, видео и иллюстраций — к 2016 году вырастет с нынешних 4 млрд долларов до 6 млрд.
«Фотография меняется, и многое, что связано с фотографией, меняется беспрестанно», — говорит Оринджер, подчеркивая, что хоть число газет и прочих традиционных потребителей услуг фотографов заметно сократилось, Shutterstock продолжает выступать источником прибыли для своих контрагентов.
Более 40 тысяч фотографов-фрилансеров работают сегодня на компанию Джона Оринджера. В режиме реального времени они видят, какие запросы поступают и откуда. Например, кому-то в данный момент понадобилось изображение кота.
Пока снимки скачиваются, клиент оплачивает заказ, а фотограф сразу же получает свой гонорар.
По приблизительным подсчетам компании, за годы использования услуг фотографов им было выплачено более 150 миллионов долларов. Для многих сотрудничество с Shutterstock давно стало основным и постоянным источником дохода.

20131223-071143.jpg

Можно летать

Сегодня офис Shutterstock занимает четыре этажа одного из зданий на Манхэттене
Благодаря своему состоянию, Оринджер стал героем первых газетных полос, а акулы нью-йоркского бизнеса наперебой поздравляют его, дружески похлопывая по плечу.
Но сам Джон Оринджер ведет себя весьма скромно. Он не любит говорить о своем новом качестве миллиардера, сразу просит сменить тему.
Единственное «развлечение для богатых», которое он себе позволил – это собственный вертолет, о котором мечтал очень давно.
Недавно Джон получил лицензию на управление вертолетом и теперь летает по округе, в том числе и в долину реки Гудзон к северу от города.
Джон признается, что его приводит в восторг устройство вертолета – схемы, механика, электроника. Он уверен, что его увлечение связано с его первым бизнесом, когда в юношестве в доме своих родителей он чинил старые компьютеры.
Вообще-то кроме интернатуры в период обучения в колледже у него никогда не было работы в традиционном понимании этого слова.
«Возможно, сейчас это и будет настоящая работа», — говорит миллиардер.

Ким Гиттлсон
Бизнес-корреспондент Би-би-си, Нью-Йорк

Добавить комментарий